Вернуться к Методическая работа

Деятельностный подход в обучении

Деятельностный подход как основа развивающего обучения

Любая деятельность может быть либо

технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции,

технология – на науке.

С искусства все начинается,

технологией – заканчивается,

чтобы затем все началось сначала.

                                          В.П. Беспалько

Деятельностный подход к обучению – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся. Технология деятельностного метода – инструмент позволяющий решить задачу по смене парадигмы образования – с формирующей на развивающую, т.е. построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – готовность к саморазвитию.

Система наглядного обучения

Система развивающего обучения

  1. принцип наглядности
  2. принцип доступности
  3. принцип научности
  4. принцип преемственности
  5. принцип системности
  6. принцип сознательного усвоения знаний
1.принцип деятельности 2.принцип непрерывности3.принцип целостного представления о мире 4.принцип минимакса 5.принцип психологической комфортности 6.принцип вариативности 7.принцип творчества

Для преподавания физики характерны тенденции развития педагогических технологий в следующих направлениях:

  • развивающие,
  • дифференцированные,
  • личностно- ориентированные,
  • проблемно- поисковые (исследовательские),
  • групповые и т.д.

Образовательные технологии:

  • Позволяют достигать поставленных целей по конкретному учебному предмету
  • Обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, личностно-ориентированный подход
  • Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу
  • Ориентированы на развитие творческой деятельности

К сожалению, большинство педагогических технологий разработано лишь на общетеоретическом уровне. Внедрение их в практику преподавания конкретного предмета, создание соответствующих учебных и методических материалов остается делом будущего. Подготовка и проведение уроков деятельностной направленности является на сегодняшний день для педагогов одной из наиболее актуальных проблем. Мне хотелось бы поделиться своим взглядом применения деятельностного метода обучения физике на примере урока открытия нового знания в 10 классе. Основной акцент в своей работе остановлю на структуре урока разработанной в Ассоциации “Школа 2000…”. Ситуация успеха ученика на уроке – это прежде всего успех учителя В любой деятельности велико значение положительного самоопределения тех, кто эту деятельность выполняет. Любая учебная ситуация приобретает смысл с точки зрения влияния на развитие личности ребенка в зависимости от того, как она реализована учителем: с позиции воздействия “делай как я сказал” или с позиции взаимодействия “пойми смысл и принимай решение, как действовать дальше”. Позиция учителя

Воздействие –это целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому. Взаимодействие –это прямая и обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю; оно предполагает активную реакцию участников деятельности в достижении

Цели учителя Воздействие                       Учащийся объект                                    “Я научу Вас!”   Взаимодействие              Коллеги в процессе познания               “Мы будем учиться!” Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности? Как организовать процесс обучения, чтобы ученик в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов? Остановимся более подробно на структуре урока открытия нового знания. 1. Самоопределение к деятельности: Цели этапа:

  1. включить учащихся в учебную деятельность;
  2. определить содержательные рамки урока.
Учитель, настроенный на создание атмосферы взаимодействия на уроке, обычно пользуется речевыми моделями с положительной эмоциональной окраской, он опирается на прошлый успешный опыт детей.Часто от первых минут зависит весь дальнейший ход урока
  • Рада всех Вас видеть, садитесь, пожалуйста.
  • Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать механику. Поэтому эпиграфом к нашему уроку являются слова И. Ньютона: “В механике примеры учат не меньше, чем правила”
  1. 3.      Актуализация знаний.

Цели этапа:

  1. актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
  2. актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
  3. зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

Традиционно в начале урока проходит опрос. Задумайтесь, для чего он проводится? Найти ребенка, не готового к урокуВыявить непонимание в пройденном материале

Если учитель хочет получить обратную связь, узнать, поняли ли дети учебный материал, то для этого ему необходимо построить взаимодействие так, чтобы ученики захотели сообщить эту информацию, обсудить ее с классом и педагогом.Учитель приглашает к участию в обсуждении стеснительных учащихся, направляет вопросы и комментарии от одного ребенка к другому, подбадривает детей, ориентирует на общение друг с другом, а не на ожидание “ВЫСШЕГО учительского мнения”. Давайте вспомним, что мы уже знаем, отвечая на вопросы. Подобную работу мы уже проделывали, Вы с ней прекрасно справились. Попробуем закрепить наш успех.Что называют равнопеременным движением? Классификация движения по типу траектории. /Какие типы траектории Вам известны?/ Отметить, что существуют только два типа траектории: прямолинейная и криволинейная. /На доске ломаная линия. Какой тип траектории?/

  3. Постановка цели деятельности. Цели этапа:

  1. организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
  2. согласовать цель и тему урока

Удалось вам выполнить задание? (Могут быть разные ответы). – Почему не всем удалось выполнить задание? Где возникали затруднения? – Тогда какую же цель мы поставим на урок (Научиться решать задачи на движение тела по окружности). – Молодцы! Запишем тему урока: “Кинематика вращательного движения” 4. “Открытие” детьми нового знания Цели этапа:

  1. организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
  2. зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Вспомним, что говорил И. Ньютон “В механике примеры учат не меньше, чем правила”. Рассмотрим пример и ответим на вопрос: Как направлена скорость? Демонстрация: /Нужна помощь ученика, чтобы крутить круг/. К вращающемуся точильному кругу прикоснемся железным стержнем (см. рис. сл.№ 22). Что мы видим? Как летят искры из-под стержня? /Увидим, что искры из-под стержня летят по касательной к окружности этого круга. Результат будет таким же в любом месте круга. / 5. Первичное закрепление Цель этапа:

  1. зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
  • Движение по окружности со скоростью, постоянной по модулю является ускоренным.
  • Это связано с тем, что при постоянном модуле направление скорости все время изменяется.
  • Исходя из данной информации: Какой вопрос у Вас возникает?
  • /Как направлено ускорение?
  • Как оно называется?/

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

  1. Решим задачу.
  2. Указать направление линейной скорости и центростремительного ускорения.
  3. /Не забудьте указать Ф.И., класс, число на листочках, Работаем синими чернилами, правим зелеными. Время работы 3-4 мин./
  4. Выполним самопроверку задачи.
  5. Сделаем вывод: Мы научились указывать направление вектора ускорения и вектора скорости при движении по окружности.

Алгоритм исправления ошибок

7. Повторение.

Цель этапа: повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках

  • Давайте посмотрим чему мы еще научились.
  • Выполняем тест с последующей взаимопроверкой (работаем синими, исправляем зелеными чернилами).
  • Время работы: 7 – 8 мин.
  • Поменялись работами, проверили результат, сверяясь с правильными ответами на слайде. Перевели полученные баллы в оценку.
  • Для анализа и оценки успешности достижения цели: задать вопрос: Кто справился с тестом?

8. Рефлексия деятельности Цели этапа:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  2. оценить собственную деятельность на уроке;
  3. поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
  4. зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
  5. обсудить и записать домашнее задание.
  • На закрепление каких знаний были направлены задания? (перечислить)
  • В каких заданиях были допущены ошибки? (причины)
  • Что помогло Вам исправить ошибки, преодолеть затруднения?
  • Над чем нужно поработать дома?
  • Где пригодятся полученные знания?
  • Что хотелось бы порешать?
  • Периодическое движение
  • Виды периодического движения
  • Вращательное движение на примере движения по окружности
  • Характеристики равномерного движения по окружности
  • Закрепление новых знаний в ходе проведения самостоятельных работ
  • Рефлексия деятельности:
  • Достиг ли урок своей цели?
  • Сможем ли двигаться дальше?
  • Оцените свою деятельность на “лестнице знаний”

(“Лестница”: низшая ступень – плохо понимаю новый материал; средняя ступень – понимаю, но нужно еще поработать; верхняя – все понимаю, все получается.) Объявить Д/З: закончить работу по ОК, решить задачу с учетом уровня сложности. Что бы освоить новые методы организации учебного процесса, недостаточно выслушать лекции и поговорить о преимуществах нового подхода. Необходимо включиться в учебный процесс организованный в соответствии с изучаемой технологией. Когда меня спрашивают школьники: “Зачем учить физику, решать трудные задачи? – я отвечаю: “Затем, что в глубине души у каждого человека живет тайная надежда познать свой внутренний мир, совершенствовать себя и тем самым, возможно, повлиять на действительность”.

 

Постоянная ссылка на это сообщение: https://altinf.iro22.ru/?page_id=646

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.